Пропустить навигацию.

Долгая дорога до моря

Записки автостопщика

Автор: Петр Добролюбов

Начинаем публиковать серию дорожных историй железногорца Петра Добролюбова, который провел этим летом, как выражает сам автор, «безумный отпуск». Петр за восемь дней проехал 1700 километров на попутках, электричках, поездах, автобусах, посетил пять крупных городов России и Украины, добрался до моря, дважды его задержали милиционеры, он с трудом вернулся домой.

Курск-Белгород-Харьков

Мы решили ехать на море спонтанно: друг ни с того ни с сего спросил: «Едем на море?». А я, не задумываясь, ответил: «Да». Через пару дней мы стояли на выезде из Курска, ловя попутку до Белгорода.

Впереди был особый маршрут: Харьков, Донецк, Мариуполь, Ростов, Краснодар. 1700 километров неизвестности. Попадем ли мы на Азовское или Черное море, роли не играло. Лишь бы быть в пути.

Мы придумали себе особое приключение – поедем до воды автостопом. Это дешево, сердито и, как мы поняли по ходу путешествия, очень трудно. Если бы знали, в какие ситуации попадем, поехали на курорты, к примеру, прямым поездом. Но тогда не испытали бы всех трудностей походной жизни, не стали сильнее, взрослее.

За плечами - рюкзаки, в которых скудный набор «хиппаря» – пара футболок, легкий свитер, нижнее белье и зубная щетка. На руках у каждого - по пять тысяч рублей. Мало, но какой прикол брать с собой много денег? Тогда в нашем предприятии пропадает спорт, и мы становимся обычными зажравшимися курортниками. Мы же - вольные романтики.

Вообще, как бы романтично ни звучало слово «автостоп», все не так воздушно, как кажется. Всегда присутствуют интрига и риск: сядь не в ту машину – и тебя в лучшем случае подвезет какой-нибудь пьяный быдловатый парень, а в худшем – ты попадешь с ним в ДТП. Ну или тебя вовсе вывезут в глухомань и покромсают на кусочки.

На разбитых дорогах России очень много дураков. Самый простой пример – наша поездка до Белгорода. За три часа пути сменили пять авто и насмотрелись всякого.

Вот перед нами затормозила старенькая «шестерка» с лысоватый водителем лет 50. Дьявольски-старательно выжимал автолюбитель из своего корыта сотню и гнал по встречке без страха. Другой мужичок, с синими от наколок руками и хитрым лицом уголовника, вывез нас с обоянской объездной дороги на «прямую до Белгорода», обещал, что там мы поймаем тачку в два счета. На новом месте промаялись с час – здесь машин практически не было. Пришлось вернуться на объездную, пройдя при этом 3-4 километра. Там над нами смилостивился молодой белгородец на «девятке».

Кстати, факт: чаще всего к автостопщиком расположены водители на отечественных авто. Обладали иномарок не только не тормозят, но и еще норовят поглумиться над путешественниками – один крутит пальцем у виска, другой показывает непристойный жест, а отдельный идиот выезжает на обочину и прет прямо на тебя. Неприятно, но зато есть что вспомнить.

Меньше чем через час оказались у белгородского поста ГАИ. Безуспешно «простопив» минут 30, мы пошли пешком в сторону города. Через километра полтора оказались на развилке – прямо был Белгород, в сторону от него – Харьков. Пошли на Харьков. На часах восемь.

Бесконечное поле, ангары, редкие автомобили, льет дождь… Показалась деревушка с покосившимися домами. Первых, кого мы встретили здесь, так это пьяных местных, которые хотели наших сигарет. Стандартные персонажи и желание.

Деревня позади, вновь поле, вдалеке - фигурка человека. Чем ближе, тем очевиднее, что он стандартный босяк. Ему лет 40, лицо закопчено солнцем, синий спортивный костюм грязен, в чумазые ноги вросли разбитые штиблеты. Образ дополнен потрепанной матерчатой кепочкой, котомкой за спиной. Удивительно, но при таком скудном наряде, мужчина выбрит.

Он сутуло шел по обочине, а, увидев нас, выпрямился, заулыбался, ускорил шаг.
Он хотел наших сигарет.

- Далеко до границы? - спросили мы.

- Далеко, - как-то с безнадегой сказал он. – Я с девяти вечера вчерашнего дня иду… Кстати, не ваши парни впереди, тоже с рюкзаками?

Как оказалось, мы были не одни придурки на этой дороге. По словам мужичка, где-то неподалеку от нас двое ребят ловят машину, «да только без успеха».
Попрощались с путником и пошли пешком дальше. Через полчаса нас подобрал на своем фургончике бывший военный. Он не удивился нашему безумному плану, подбодрил, говорил, что все у нас получится.

Проезжая мимо все же тех же бесконечных полей и ангаров, мы увидели на обочине голосующих парней с баулами. Это были те самые мифические автостопщики, о которых рассказывал босяк.

Как-то быстро мы оказались у следующего въезда в Белгород. Водитель посоветовал именно здесь останавливать попутки - дорога шла к границе.

- А если не уедете, можете отправиться в город - там если что с ж/д вокзала часто ходят автобусы до Харькова, - сказал мужчина.

Выбирая между автостопом и автобусом, отдали предпочтение последнему. Мы сдались и на время решили отказаться от своего принципа ехать до воды попутками.

Обессиленные, голодные, промокшие от дождя, мы мечтали побыстрее перейти границу. А там будь что будет.

Лил дождь и было очень холодно. До такой степени, что мы согласились согреться коньяком. Без проблем купили спиртное в пригородном магазинчике и так же без проблем распили его на автобусной остановке. Пару раз мимо проезжал наряд ДПС, патрули, только их не интересовали выпивохи куряне.

Чтобы доехать до ж/д вокзала, понадобилось полчаса. По времени уж скоро 10 вечера, последний автобус в Украину ушел 20 минут назад, и мы поняли, что, скорее всего, будем ночевать на вокзальной скамье. Впрочем, на такси можно долететь до границы в два счета. Водила заломил 500 рублей, а мы только и рады.

Российско-украинская граница представляла из себя огромную очередь автомобилей, которые досматривают огромное количество пограничников огромное количество времени. Пешеходов пропускают быстрее.

Чтобы покинуть страну, необходимо пройти три таможенных поста. Первые два дались легко - показал паспорт, получил талончик пешехода, идешь до второго поста, отдаешь талон и уходишь с российской стороны. Тебя даже не досматривают. Последний пост - украинский. Суровый пограничник требует от тебя какую-то «миграционку», а у тебя ее нет. «Погранец» понимает, что перед ним ненормальные, которые впервые переходят границу, и предлагает за деньги заполнить документ. Цена вопроса - сто рублей.

В «миграционку» внесли наши паспортные данные, цель визита, место пребывания в Украине. Оказалось, что у нас частная поездка и на время посещения страны мы живем в Донецке на улице Мирная, дом 18. Была ли в природе такая улица, мы, увы так и не узнали.

Все бюрократические проволочки были решены, нас впустили в Украину. Первое, что мы сделали, - у пограничного поста обменяли небольшую сумму рублей на гривны. Затем по темноте стали ловить машину до Харькова. Риск, не спорю, но лучше так, чем мерзнуть в ночи.

Пока «стопили», увидели тех самых белгородских автостопщиков. Познакомились с ними. Оказалось, что Серега и Леха едут из Калужской области в Крым. Леха только три дня назад вернулся из армии и сразу решил ехать на море. А Серега был не против. Перед нами остановился автобус «Белгород-Харьков». Тот самый, на который мы опоздали...